Петриковская роспись заслуживает славы не меньше, чем русская хохлома или византийские фрески, решили фотографы Мария Савоскула и Сергей Коровайный и отправились в Днепропетровскую область, на родину главного украинского живописного орнамента, где художество по-прежнему служит главным делом для местных.
Сергей Коровайный
21 год Фотожурналист-фрилансер, живёт в Киеве. Снимает репортажи для «Радио Свобода», в остальное время работает над собственными документальными проектами. Публиковался в украинских и зарубежных изданиях, участвовал в нескольких групповых выставках. Участник инстаграм-проекта EverydayEasternEurope. |
Мария Савоскула
25 лет Фотограф, художник. Родилась в Киеве. Помимо работы с коммерческой фотографией и видео, выпустила два арт-проекта, связанных с микрофотографией. Также c детства рисует картины в технике петриковской росписи. |
Петриковская роспись
«Петриковка», или петриковская роспись, появилась как самостоятельное направление декоративно-орнаментальной украинской народной живописи в конце XIX — начале XX века, хотя предметы, украшенные похожими узорами, сохранились ещё с XVIII столетия. Роспись стен растительными орнаментами была традиционным способом украшения домов во многих сёлах по всей Украине, но получила наиболее широкое распространение в селе Петриковка Днепропетровской области, от которого унаследовала название. Прообразом петриковской росписи считается поднепровская иконопись конца XVIII века с характерными растительными мотивами.
— В Украине многие знают о существовании петриковской росписи, но не о том, откуда она происходит и в чем её особенность. Нам это показалось несправедливым, и мы решили своими глазами взглянуть на родину знаменитой живописи.
С первого взгляда стало ясно, что село Петриковка — необычное: стены и заборы расписаны цветочными узорами, выставки на каждом шагу, и первый встречный готов рассказать вам об истории и традициях петриковской росписи. Мы фотографировали художников и их рабочие места, ходили на уроки рисования (росписи здесь обучают с садика, вплоть до окончания техникума), много времени проводили у местной знаменитости, художника Василия Соколенко, организовавшего выставку своих картин в своём же доме.
Местные мастера говорят, что народное творчество переживает не лучшие времена: обычно они вынуждены разрисовывать сувенирные безделушки и за бесценок отдавать их перекупщикам, поскольку многие художественные предприятия в селе закрылись ещё несколько лет назад. Некоторые художники, впрочем, стараются работать с галереями и продавать картины напрямую коллекционерам, но это, скорее, исключение из правил.
Тем не менее, мастера не унывают и по-настоящему гордятся своим делом. Много раз мы слышали, как они сравнивают петриковскую роспись с искусством свободы. В селе никогда не было крепостного права, его обошли репрессии советской власти, поэтому, считают местные, и сохранился этот вольный авторский полёт мысли, смелая композиция, яркие краски без примесей. Все слышали про русскую хохлому или византийские фрески, но Петриковка по-прежнему малоизвестна даже в Украине, что уж говорить о мире. И если допустить, что в народном искусстве проявляется менталитет нации, то у петриковских орнаментов есть что рассказать о нашем народе. Нужно только посмотреть повнимательнее.